Трудно представить себе сегодня, что всего лишь одна статья историка культуры, искусствоведа, пусть и знаменитого, облеченного научными знаниями, академика – может буквально всколыхнуть общество, стать программой действий для миллионов людей. Однако же «Экология культуры» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева стала именно таким документом, важнейшим памятником отечественной публицистики и общественной мысли.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – выдающийся советский и российский ученый: историк древнерусской культуры и литературы, филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Автор фундаментальных и научно-популярных трудов по истории русской культуры (около 500 научных и 600 публицистических работ). Академик АН СССР (с 1970 года), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и Государственных премий Российской Федерации. Инициатор создания и первый председатель (в 1986 – 1993 годах) правления Российского (до 1991 года – Советского) фонда культуры.
Дмитрий Сергеевич Лихачев был одним из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С 1965 по 1966 год он входил в Организационный комитет Общества, а после его создания принимал активное участие в деятельности ВООПИК.
«Экология культуры» – программная статья академика Лихачева, впервые опубликованная в 1980 году. В ней была поставлена фундаментальная проблема, не осознававшаяся до того российским обществом и, к сожалению, не разрешенная до сих пор. «Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды, – писал академик Дмитрий Лихачев. – Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».
Академик Лихачев ставил в этой статье проблему «нравственной экологии», призывал от изучения и сохранения отдельных культурных явления и памятников культуры переходить к сохранению культурной среды в целом, к изучению тесных взаимосвязей природы, истории, культуры и нравственности.
Отметим, что Дмитрий Сергеевич Лихачев, без сомнения, развивал в такой постановке проблемы новейшие достижения мировой общественной мысли и культуроголической науки. Вспомним, что принятая в 1972 году Конвенция ЮНЕСКО ставила вопрос именно так – о единстве и взаимодействии Всемирного культурного и природного наследия. Советским Союзом эта Конвенция была ратифицирована только в 1988 году, через восемь лет после публикации «Экологии культуры» Дмитрия Лихачева.
Нужно отметить также, что постановка академиком Лихачевым вопроса о влиянии природной и культурной среды на формирование человека была значительной новацией для советского обществознания и общественного сознания, привыкшего к расхожим формулам типа «Человек – преобразователь природы» и постулатам о «строительстве новой культуры» по указаниям коммунистической партии. Напротив, академик Лихачев на понятных каждому примерах показывал, что именно традиционная культурная среда формирует человека, оказывает воздействие на культурный и нравственный облик целых поколений. «После войны в Ленинград, – замечал Дмитрий Лихачев, – вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота».
Отсюда становится понятна та опасность, которую таит в себе несоблюдение законов экологии культуры, бездумное истребление исторических и культурных памятников. Это угроза в первую очередь не для истории культуры, а для самого человека.
«Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная, – формулирует академик Лихачев. – Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой».
Очень кратко, но четко говорит далее академик Лихачев о взаимотношении понятий старого и нового в культуре, о взаимодействии между культурной ценностью и культурной средой, между экологией культурной и экологией социальной. О необходимости преподавания основ экологии культуры в средней школе, о заботливом воспитании патриотизма вместо абстрактных призывов к нему.
««Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, – напоминает Дмитрий Лихачев, – и он истощается со все прогрессирующей скоростью». При этом – к сожалению, весьма актуальное и для нашего времени замечание – «даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями».
И, конечно, необходимо отметить, что для академика Лихачева все это была отнюдь не абстрактная теория. Как никто другой, он понимал, что отстоять принципы экологии культуры на практике сможет только широкое и деятельное общественное движение. «Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной», – так заканчивается статья «Экология культуры».
Прошло всего несколько лет, и в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве были созданы общественные, как тогда говорили, «неформальные» Советы по экологии культуры, программой деятельности которых стала статья Дмитрия Сергеевича Лихачева.