Статья Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР – один из наиболее ярких публицистических документов 1960-х годов, связанных с темой сохранения культурного наследия нашей страны. Этот текст – фактически программный манифест зарождавшегося массового всероссийского движения в защиту памятников истории и культуры. Статья «Как гражданин России» была опубликована в 1966 году в газете «Комсомольская правда» как отклик художника на Первый, учредительный съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В определенной мере эту статью можно считать и публицистическим завещанием Павла Корина, он скончался уже в следующем, 1967 году.
Павел Дмитриевич Корин – один из основателей ВООПИК, один из лидеров и идеологов патриотического движения наших соотечественников в защиту национального наследия.
С самого раннего детства он впитывал вечные ценности русской культуры и истории, стал одним из хранителей их в бурном ХХ веке и сумел передать новым поколениям чувство глубокого уважения к отечесвенной истории и необходимости охранять ее памятники.
Павел Корин родился 25 июня (по новому стилю – 7 июля) 1892 года в селе Палех, в семье потомственных иконописцев. Он учился в Палехской иконописной школе, а затем в иконописной палате московского Донского монастыря. Корин был учеником другого прославленного русского художника – Михаила Нестерова, которому помогал расписывать храмы. Окончив в 1916 году знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Корин отправился в Ярославль и Ростов изучать древние фрески. Познав секреты старых мастеров, он много лет занимался реставрацией произведений старинного живописного искусства. В 1942 году Корин руководил бригадой реставраторов, восстанавливавших плафон Большого театра, пострадавший от военных бомбардировок. После Великой Отечественной войны Корин занимался реставрацией полотен Дрезденской галереи, возглавлял реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Во Владимирском соборе Киева он реставрировал рсписи Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. В 1960-е годы Павел Корин был художественным руководителем Государственной центральной художественной реставрационной мастерской (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Игоря Эммануиловича Грабаря) в Москве.
Патриотические чувства, связанные с отечественной историей, вдохновили лучшие произведения Корина-художника: триптих «Александр Невский» и знаменитый цикл из 29 портретов под названием «Русь уходящая» (или «Реквием»). Одноименное полотно, для которого эти портреты русских духовных деятелей служили подготовительными эскизами, так и не было написано. Значительными произведениями Корина являются также монументальные работы, созданные для Московского метрополитена. Это мозаичные плафоны на станции «Комсомольская-кольцевая», витражи на станции «Новослободская», мозаики на станциях «Смоленская» и «Павелецкая».
Павлу Корину принадлежала также обширная и разнообразная коллекция русских икон, собранная им лично.
В статье «Как гражданин России» Павел Корин подчеркивает, что в жизни хранителей наследия России начинается, как тогда казалось автору, новая эпоха. Слова «охрана памятников» обретают свои ранее попранные и утраченные права, а пора нигилистического отношения к памятникам старины остается, по всем признакам, позади – с этого художник начинает статью. Теперь мы знаем, конечно, что в значительной степени это было заблуждение, и надежды, которые, несомненно, разделяли с Павлом Кориным многие представители тогдашней советской интеллигенции, не оправдались полностью. Разрушение объектов исторического наследия, преступное пренебрежение им – увы, не редкость и в наши дни, спубтя более чем полвека после публикации статьи Корина. Однако в главном художник был прав: зародившееся широкое общественное движение в защиту памятников истории и культуры уже невозможно было игнорировать, и государству пришлось принимать – пусть недостаточные и половинчатые – но все же меры по охране национального наследия России. И тем самым официально признать его ценность и значимость для современности.
В программной своей статье Павле Корин делится с читателями своими мыслями о сути и предназначении общественного движения в защиту памятников старины, об ответственности каждого поколения за судьбу исторических и художественных сокровищ, завещанных ему предками, о значении национального наследия для современности. С горечью вспоминает он о памятниках архитектуры, разрушенных в Москве в 1930-е – 1950-е годы: Вознесенском монастыре, Сухаревой башне, крепостной стене Китай-города, Никитском, Златоустовском, Крестовоздвиженском монастырях – называя эти утраты чуть ли не впервые в официальной советской печати.
Но этим художник не ограничивается. Он откровенно пишет о проблемах сегодняшнего дня, связанных с охраной памятников истории и культуры. О памятниках Москвы, находившихся под угрозой разрушения, об уничтожении памятников истории на Бородинском поле. Об абсолютно безжалостных к московской старине градостроительных проектах реконструкции столичного центра. О полном отсутствии гласности и открытости в обсуждении градостроительных и новых архитектурных решений. Все эти проблемы весьма злободневны и в наши дни. Корин ставит вопрос о личной ответственности чиновников, подписывающих распоряжения или согласования о сносе памятников архитектуры и исторических зданий. Вспоминает свежие примеры вандализма в Москве и провинции. И, как настоящий гражданин России, Корин подчеркивает: разрушению национального наследия не может быть оправдания, никакие сиюминутные интересы или приказы начальства не могут снять ответственности с разрушителей. «Это равно предательству», – заключает художник.
«В деле охраны памятников, нашей национальной гордости и славы, нет и не может быть посторонних», – пишет Павел Корин. Защита национального наследия понимается им как гражданский, человеческий долг.