Толстой А.К. «Письмо императору Александру II»


Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества» с самых первых номеров неизменно прослеживал и демонстрировал преемственность общественного движения защитников культурного наследия от их предшественников дореволюционных времен. На страницах альманаха регулярно появлялись материалы об истории охраны памятников в России. Один из них – публикация письма графа Алексея Толстого императору Александру II, написанного в августе – сентябре 1860 года. Это яркий документ отечественной публицистики, одно из первых свидетельств общественной защиты исторических памятников. И, кстати говоря, образец жанра, ставшего весьма популярным среди российской общественности во второй половине ХХ века, да и в первой четверти XXI-го – обращение к верховной власти в защиту попираемых культурно-исторических ценностей.

Граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875) – русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик, представитель знаменитого в русской истории дворянского рода Толстых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

В историю отечественной литературы Алексей Константинович Толстой вошел как автор баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный», драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». В поэтических хрестоматиях неизменно присутствует стихотворение А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...».

Совместно с братьями Жемчужниковыми Алексей Константинович Толстой стал автором многочисленных сатирических сочинений под общим псевдонимом Козьмы Пруткова. Большая часть этих политических сатир опубликована посмертно.

Письмо графа Алексея Толстого императору Александру II написано весьма откровенным языком, уважительно, но не подобострастно. В нем описываются факты вандализма по отношению к древним храмам и крепостям в разных провинциях Российской империи, ставшие возможными благодаря невежеству или небрежению к памятникам старины со стороны церковных архиереев и губернаторов. «Бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства», – пишет граф Толстой, и нельзя не признать, что этот тезис весьма актуален и в наши времена. Толстой описывает гибель исторических памятников в Москве (церковь Николы Явленного на Арбате, древняя колокольня Страстного монастыря), заменяемых новыми постройками – в двух этих случаях, в свою очередь, снесенными при советской власти. Он вспоминает разрушение крепостных стен во Пскове и Изборске, разборку древнего храма в Новгороде Великом, уничтожение старинных фресок в Старой Ладоге, уродование новыми «отвратительными пристройками» древнего московского храма Трифона в Напрудном.

Несколько неожиданный для верноподданного тон письма графа к императору объясняется, видимо, тем, что Алексей Константинович Толстой и Александр Николаевич Романов были близко знакомы с детства. В августе 1826 года, будучи еще мальчиком, Алексей Толстой по рекомендации поэта Василия Андреевича Жуковского, наставника наследника престола, будущего императора Александра II, становится его «товарищем для игр». Как вспоминают мемуаристы, Алексей Толстой обладавший большой физической силой, в детстве бегал по коридорам Зимнего дворца с цесаревичем на плечах. В 1838 году Алексей Толстой вместе с высочайшим наследником совершают поездку в Италию, на озеро Комо. Так что граф Толстой, видимо мог переписываться в таком стиле с императором – на правах старого товарища и друга детства. 

В день коронации Александра II, 26 августа 1856 года, Алексей Константинович Толстой был произведен в полковники и назначен флигель-адъютантом. Осенью того же года он был назначен делопроизводителем «Секретного отдела о раскольниках». Вероятно, с этими его жизненными впечатлениями связан пассаж из письма императору – «Уже не раскольников ли признать более просвещенными, чем митрополита Филарета?» В отставку граф Толсой вышел в 1861 году.

Письмо императору Александру II граф Толстой заканчивает следующим призывом: «Государь, я знаю, что Вашему величеству не безразлично то уважение, которое наука и наше внутреннее чувство питают к памятникам древности, столь малочисленным у нас по сравнению с другими странами. Обращая внимание на этот беспримерный вандализм, принявший уже характер хронического неистовства, заставляющего вспомнить о византийских иконоборцах, я, как мне кажется, действую в видах Вашего величества, которое, узнав обо всем, наверно, сжалится над нашими памятниками старины и строгим указом предотвратит опасность их систематического и окончательного разрушения».

Ответ императора на этот призыв можно обнаружить через несколько лет в тогдашнем российском законодательстве. 29 июля 1865 года Александром II был подписан именной указ, лишавший епархиальных архиереев права самостоятельно разрешать перестройку и распространение (то есть расширение) церквей в столицах, а также древних храмов, «построенных вообще не позже начала XVIII века», а также церквей, «хотя и не древних, но замечательных по зодчеству или историческим воспоминаниям».

Несколькими месяцами ранее, 15 сентября 1864 года, император Александр II «высочайше соизволил разрешить утверждение Московского археологического общества» – первой «общественной организации» защитников исторического наследия России.

В заключение стоит отдельно упомянуть еще о трех памятниках древнерусского зодчества, о судьбе которых беспокоился Алексей Толстой в письме к императору. «Я назову еще три здания в Москве, – писал граф, – за которые всегда дрожу, когда еду туда. Это прежде всего на Дмитровке прелестная церковка Спаса в Паутинках (церковь Рождества Богородицы в Путинках на Малой Дмитровке), названная так, вероятно, благодаря изысканной тонкости орнаментовки, далее – церковь Грузинской божьей матери (храм Троицы в Никитниках) и, в-третьих,- Крутицкие ворота, своеобразное сооружение, все в изразцах».

К нашему всеобщему счастью, все три этих памятника благополучно пережили и царские, и советские времена.