Птицын В.А. «Российское шефское движение»


Статья сотрудника аппарата Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, заместителя председателя действовавшего в 1980-е годы при ЦС ВООПИК Российского совета шефских объединений Владимира Птицына посвящена деятельности «шефского движения» ВООПИК в эпоху его расцвета. «Шефское движение» – деятельность добровольных и бескорыстных помощников реставраторов – было предшественником ныне развивающегося волонтерского движения ВООПИК. Оно ведет свою родословную с начала 1960-х годов, когда в Москве и Ленинграде были созданы первые клубы реставраторов-добровольцев. В 1971 году на Крутицком подворье в Москве архитектором-реставратором П.Д. Барановским был создан легендарный уже клуб «Родина», члены которого в течение года привлекались Барановским к реставрации Крутиц и других памятников Москвы и Подмосковья, а летом выезжали в своеобразные реставрационные экспедиции на Русский Север, в Смоленскую область и другие края и обоасти России. В 1984 году ВООПИК призвало все свои республиканские, краевые и областные отделения развивать шефское движение и создавать отряды реставраторов-добровольцев. Параллельно с 1960-х годов в крупнейших вузах Москвы и Ленинграда развивалось движение студенческих реставрацинных отрядов.

В 1987 и 1988 годах Центральный Совет ВООПИК и созданный при нем Российский совет шефских объединений проводили всероссийские совещания реставраторов-добровольцев, итоги которых с гордостью описывает Владимир Птицын в своей статье в «Памятниках Отечества». Участие в совещании 1988 года, например, приняли представители 25 шефских объединений из разных городов и регионов. Шефское движение активно развивалось не только в Москве и Ленинграде, но и в Вологде и Владимире, Воронеже и Горьком (ныне Нижний Новгород), Ельце и Иркутске, Йошкар-Оле и Казани, Катинине (ныне Тверь) и Калуге, Краснодаре и Куйбышеве (ныне Самара), Орле и Пензе, Пскове и Ростове Великом, Рязани и Свердловске (ныне Екатеринбург), Северодвинске и Тобольске, Томске и Туле, в Чусовом, Юрьеве-Польском, Ярославле и многих других гороах и весях. Поддержку этой инициативе ВООПИК оказывали местные органы власти, партийные и комсомольские комитеты.

Российское движение добровольных помощников реставраторов начало налаживать связи с аналогичными общественными движениями из других союзных республик СССР. В 1986 году в Леининграде, например, состоялось совещание представителей шефских организаций ВООПИК, в котором приняли участие их единомышленники из белорусских Гомеля и Витебска, эстонского Таллина.

География шефского движения ВООПИК позволяла его участникам не только вносить свой вклад в восстановление любимых памятников Отечества, но и знакомиться с его культурными сокровищами, познавать свою Родину. Постоянными адресами реставрационных отрядов были Соловецкие острова и Валаамский монастырь, памятники деревянного зодчества Архангельской области. Большинство добровольцев, не имея необходимой для работы на памятниках архитектуры профессиональной квалификации, выполняли черновую, вспомогательную работу: разгребали завалы, убирали строительный и иной мусор, расчищали территории памятников от зарослей и т.п. Но постепенно при ВООПИК стали возникать постоянные спаянные бригады реставраторов-добровольцев, готовые в пору летних отпусков двинуться на помощь любому памятнику деревянного зодчества, требующему спасения. И двигались, и вносили весомый реальный вклад в дело восстановления памятников истории и культуры.  Летом 1987 года, например, отряды московских реставраторов-добровольцев работали на восьми объектах в пяти областях России, в том числе в Московской и Архангельской областях. «За три летних сезона, – не без гордости пишет Владимир Птицын на страницах «Памятников Отечества», – выездные плолтницкие отряды москвичей полностью завершили ремонтно-консервационные работы на четырех памятниках деревянного зодчества и продолжают уже начатые работы еще на четырех памятниках. Это много меньше, чем необходимо, но больше соответствующих показателей реставрационных мастерских в Архангельской области и в Подмосковье».

Горизонты шефского движения расширялись. В нескольких областях стали создавать «выездные реставрационные отряды нового типа», позволявшие совмещать приятное с полезным: местные энтузиасты сохранения наследия организовывали для шефских бригад фронт работ и лагеря для проживания. Добровольцам-реставраторам, лишенным таким образом забот о бытовой и организационной стороне дела, оставалось только работать ударно и качественно, осматривать местные достопримечательности, расширять круг знакомств в среде единомышленников.

И в ВООПИК старались создавать «ячейки» шефского движения даже в небольших городах, стремясь преобразовать царившую, как правило, в провинции атмосферу безразличия к разрушению памятников старины. И тем самым преобразовать общественную атмосферу вообще. «Опыт показывает, – пишет Владимир Птицын, – что даже группа из 3–5 человек, начавшая заботиться о памятниках родного города или села, постепенно может повлиять на общественную атмосферу родного места, найти много единомышленников, продвинуть вперед дело сохранения и реставрации памятников».

В 1990-е – 2000-е годы движение добровольцев-реставраторов не прекратилось, но в силу непростых социально-экономических обстоятельств сильно сократило свою численность, размах и географию. И только к концу 2010-х годов ситуацию удалось переломить. Появиись добровольческие и благотворительные организации «Общее дело», «Белый ирис», Фонд «Крохино» и др. Было воссоздано Волонтерское движение ВООПИК, волонтерское движение в России было поддержано на самом высоком политическом уровне, появилось широкое общественное движение «Волонтеры культуры», значительная часть усилий которого направлена на сохранение культурного наследия. Наконец, специальным законопроектом для волонтерского движения в сфере сохранения культурного наследия была создана современная юридическая база в законодательстве Российской Федерации.

Для развития современного волонтерства, конечно же, неоценим опыт, накопленный шефским движением ВООПИК в 1960-х – 1980-х годах.